
Александринский приют. Середина XIX века.Фото ихз открытых источников
Татьяна Куликовская,
директор Республиканского медицинского библиотечно-информационного центра
Потому что жизнь не ждет,
Не оглянешься – и Святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и Новый год.
Б.Пастернак
.jpg)
Дом ученыз (ул. Бутлерова, д. 30)
Январь в нашем сознании ассоциируется с Новым годом и Рождеством. В этот период даже самые отъявленные пессимисты радуются праздникам, а скептики ждут исполнения желаний. Ожидание от новогодней ночи чуда, счастливых поворотов судьбы живет в каждом из нас с детства. И люди, встречая праздник, говорят друг другу: «С Новым годом! С новым счастьем!»
Но больше всего ему радуются дети, ведь Новый год приходит в дом вместе с красавицей-елкой, Дедом Морозом и Снегурочкой, поздравлениями, подарками, карнавалом и праздничными фейерверками. А еще обязательным атрибутом зимы всегда были новогодние елки, которые дети посещают в каникулы.
В России елка как рождественское дерево появилась в начале XIX века в домах петербургских немцев. По инициативе великой княгини Александры Федоровны в Москве в 1818 году была установлена елка, а на следующий год ее установили в петербургском Аничкином дворце. На Рождество 1828 года Александра Федоровна, к тому времени уже императрица, организовала первый праздник детской елки для своих детей и племянниц.
В Казани первая публичная елка появилась в 30-е годы XIX века. К концу века рождественские елки уже украшали в большинстве домов богатых горожан, а детские елки устраивались в театрах и клубах города.
Новогодние балы, часто костюмированные с великолепными, богато украшенными рождественскими деревьями, традиционно проводились в залах Дворянского, Военного и Купеческого собрания. Первый такой бал состоялся в здании Дворянского собрания в 1856 году. Уплатив 50 копеек и получив рекомендацию члена клуба, можно было посетить взрослые и детские новогодние маскарады и балы, а в Купеческий клуб вход был возможен без рекомендации. Большой танцевальный зал Дворянского собрания, где обычно устанавливалась елка, вмещал более 1000 человек. Новогодние балы и елки обычно продолжались до Крещения.
Традиция наряжать елку в Советском Союзе возобновилась в 1936 году, а в 1937 году в Кремле установили 15-метровую новогоднюю красавицу.
Проводили такие праздники и в Казанском Доме ученых на улице Бутлерова, д. 30. Одетые в карнавальные костюмы дети в сопровождении родителей открывали старинные большие деревянные двери и попадали в просторное помещение. Поднимаясь по мраморной лестнице, они собирались в большом зале, в центре которого стояла украшенная елка.
Просмотрев новогоднюю сказку, подготовленную сотрудниками Дома ученых, ребята водили вокруг елки хороводы, пели песни, читали стихи и танцевали. С появлением Деда Мороза и Снегурочки начинался настоящий праздник, по завершении которого раздавались сладкие подарки.
Кружащиеся в новогодних танцах школьники не догадывались, что раньше в этих стенах находился Александринский приют – место для обездоленных и осиротевших детей. Свой современный облик это здание приняло после глобальной реконструкции в 1948 году. При открытии в 1890 году это было двухэтажное здание, стены которого выложены из красного кирпича, с пристроенными слева и справа арочными воротами. По проекту Льва Казимировича Хрщоновича, спроектировавшего это здание, разные по размерам помещения группировались вдоль коридоров. На первом этаже располагались столовая и подсобные помещения с примыкавшими к ней кухней и прачечной. На этом же этаже были размещены мастерские. Второй этаж занимал актовый зал, спальни и учебные комнаты.
Директорами и попечителями приюта в 1880-е годы были купец первой гильдии Александр Николаевич Свешников. В 1890-е директором служил Яков Николаевич Кожевников, пожалованный за труд орденом Святого Станислава III степени.
Расходы на содержание приюта покрывались за счет средств Губернского попечительства и частных пожертвований. С момента основания Александринский приют находился под покровительством купцов, известных казанских филантропов, таких как Л.А. Алафузова (помощница попечительницы приюта с 1878 года), Н.А. Осокин, Ф.Х. Грахе, Е.В. Унженин, Я.Ф. Шамов. Но основным его благотворителем была О.С. Александрова-Гейнс.
Купеческая семья Александровых принимала самое деятельное участие в жизни приюта. На содержание детей, закупку продуктов, пошив одежды, обновление мебели, утвари, посуды и многого другого выделялись значительные средства. Щедрые пожертвования делал глава семьи Сергей Евсеевич, его супруга Анна Михайловна была попечительницей приюта. Ольга Сергеевна Александрова-Гейнс продолжила семейную традицию. Она не только сама щедро жертвовала денежные средства, но и активно привлекала к этому других. Владельцы мясных и бакалейных лавок Екатерина и Иван Кривоносовы снабжали приют мясом, крупами и маслом. Иван Сергеевич Кривоносов, посвятивший себя «состраданию к страждущим», учредил особую стипендию для беднейших детей в размере 1,5 тысячи рублей. А с 1913 года директором приюта стал предприниматель И.Д. Иванов.
В 1894 году в приюте обучались 118 девочек от 5 до 17 лет, в том числе 60 постоянно живущих в приюте. Это были сироты и дочери малоимущих священников, мещан, цеховых, крестьян и низших военных чинов. По программе начальных народных училищ воспитанницы обучались чтению, грамматике, арифметике, истории, пению, рисованию по атласу и дереву, изучали Закон Божий. Кроме того, девочек учили вязанию, вышивке, плетению кружев, кройке белья и верхней одежды, а также шитью. Воспитанницы достигли такого мастерства в кружевоплетении, что их работы удостоились бронзовой медали на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 году. Нередко на уроках ручного труда выполнялись и частные заказы, выручка от которых шла в фонд приюта. Воспитанниц приучали к стирке и глажению белья, мытью полов, уборке комнат, приготовлению еды для того, чтобы, покинув приют, они могли найти работу. Выпускались девочки в возрасте 14–16 лет. И если повезет, то они работали в магазинах и в качестве прислуги.
Расписание дня в приюте было таким: девочки вставали в семь часов утра, завтракали овсяным супом и шли на уроки, в двенадцать часов – обед, который преимущественно состоял из щей и каши, затем все отправлялись на прогулку, с двух до четырех часов работали по хозяйству, затем пили чай с хлебом и отдыхали до шести часов вечера, после чего готовили уроки, ужинали супом и кашей, и в девять часов шли спать. В праздники подавалось жаркое, пироги и сладкое.
Однообразие приютских будней скрашивали устраиваемые на частные пожертвования детские праздники, летние прогулки по Русской Швейцарии, плавание на лодке по озеру Кабан, рождественские елки. Рождество в России было одним из главных праздников. К нему тщательно готовились, украшали дома и улицы, наряжали елки…
Рождество в Александринском приюте
Залитая светом фонарей Ново-Горшечная (ныне ул. Бутлерова) улица Казани, готовилась к празднику…Нарядные фасады домов, обитателями которых были купцы и представители городской интеллигенции – профессора университета хирург Ф.О. Елачич, математик Ф.М. Суворов, профессор Казанской духовной академии (КДА), богослов М.М. Зефиров, популярный в городе терапевт Н.А. Виноградов, профессора по кафедре русской словесности университета Е.Ф. Будде, русской истории Н.Н. Фирсов, нравственного богословия КДА А.И. Гренков и др., – манили светящимися окнами, притягивавшими взоры детей. В них был чужой, непонятный, но такой завораживающий и прекрасный мир. Розовощекие дамы с томным, нескромным взглядом, улыбались с жестяных конфетных коробок в теплом свете керосиновых ламп, загадочные китайские воины с луками и мечами смотрели с коробок с чаем, страусовые перья, украшавшие шляпы фарфоровых кукол, покачивались от дуновения ветерка, сияла начищенная до блеска серебряная посуда. Как же не похоже все это было на тот мир, в котором жили воспитанницы приюта!
И тем не менее у них была возможность если не прикоснуться, то чуть-чуть приблизиться к этой чужой, красивой жизни и буквально попробовать ее на вкус. Все это могло подарить им волшебное Рождество.
Большую пушистую елку накануне праздника проносили в приют и устанавливали на втором этаже в центре актового зала. К дереву прикрепляли свечи, развешивали украшения, лакомства, разноцветную мишуру, под ней складывали подарки. Все это происходило в строгом секрете. Свечи зажигались в последний момент, перед заходом детей. Входить в помещение, где устанавливалась елка, воспитанницам строго запрещалось! Чтобы скрыть происходящее, их выводили на прогулку в сад, где устраивались катания на горках. Когда же все приготовления заканчивались, подавался условный сигнал, и в шесть часов вечера за девочками приходила старшая дама. Праздничная рождественская атмосфера начиналась уже в холле. Перила и столбики были увиты мишурой и букетами из хвойных веток, к каждому из которых были подвешены по три разноцветные елочные игрушки. С трепетом воспитанницы поднимались по мраморной лестнице в актовый зал на второй этаж, где перед ними распахивались большие деревянные двери, и они оказывались в столь долгожданной рождественской сказке. Первой реакцией всегда было удивление, ведь увиденное, резко контрастировало с привычным приютским укладом жизни. Особенно волновались в этот момент маленькие девочки, проживавшие в приюте первый год. Такую красоту они видели впервые в жизни! Восторг, изумление и восхищение – вот те чувства, которые охватывали воспитанниц. Актовый зал мгновенно наполнялся радостными возгласами, хлопаньем в ладоши, и елка тут же превращалась в центр торжества, предоставляя возможность детям веселиться вокруг нее и водить хороводы. Стоящее в центре зала дерево воспитанницы осматривали со всех сторон, на нем выискивались как новые, так и старые, знакомые по прежним годам игрушки. Вокруг елки начинались игры, хороводы и пелись рождественские гимны, под одобрительные взгляды присутствовавших благотворителей, директора, старших воспитателей и преподавателей. Порядок празднования, его сценарий определялся устроителями, точнее, их взглядами на то, как подобает отмечать Рождество сиротам и детям из бедных семей, то есть из низшего сословия. Праздник мог включать в себя песни, танцы, просмотр туманных или незатейливых анимационных картин, чаепитие и раздачу подарков. Кроме того, дети читали стихи, чаще всего поучительные. Этот порядок оставался неизменным, менялась только программа детских развлечений
![]() Корин А. М. Родественская елк |
Прошло более ста лет, и по-прежнему в новогодние каникулы перед счастливыми и радостными детьми распахивались большие деревянные двери, за которыми их ожидала красивая сказка, и актовый зал Дома ученых, как и много лет назад, наполнялся веселым детским смехом.
Сегодня Дом ученых является объектом культурного наследия муниципального значения, но находится в удручающем состоянии. Недавно казанцы узнали, что запланирована его реконструкция. Эта новость стала своеобразным подарком к Новому году для жителей города.
Литература
Душечкина Е. Три века русской елки / Е. Душечкина // Наука и жизнь.– 2007.– № 12.– С. 72–79.
Плотникова З.Э. Рождественская елка.– М.: Колос, 1992.– 63с.
История одного детского приюта https://history-kazan.ru/kazan-vchera-segodnya-zavtra/retrospektiva/3249-590
Создание детских приютов Казани http://answers.hintfox.com/article/sozdanie-detskih-prijutov-kazani.html
Последнее обновление: 25 января 2025 г., 19:04